ЖКХ

«Вокруг вода». Права ли «управляйка», отказывая в помощи из-за долгов за ЖКУ

Долг жильца перед управляющей компанией — это не повод отказывать жильцам в помощи при коммунальных авариях, в том числе при потопе, предупредил общественный деятель, эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь.

В редакцию aif.ru обратилась жительница многоквартирного дома Ольга Лукина из Челябинска. Девушку затопила соседка сверху: у той всю ночь шла стирка, и, видимо, что-то пошло не так. Утром Ольга обнаружила потеки на потолке в санузле вокруг стояка и осыпавшуюся штукатурку. Но, когда она обратилась в управляющую компанию, то услышала, что бесплатно ей помогать не будут.

«Диспетчер мне сказала, что на квартире долг десять тысяч рублей за ЖКУ, поэтому все услуги будут платные, — говорит она. — В итоге слесарь пришел, еле согласился подняться к соседке, а, вернувшись, сказал, что у нее все сухо. И что я, видимо, сама себя затопила. Акт никакой не составил. На повторный звонок в управляющую компанию и требование выдать акт о затоплении диспетчер заявила, что слесарь все сказал на словах, и документ мне выдавать никто не собирается. Теперь не знаю, как быть».

Фото: freepik.com

В этой истории ведет себя неправомерно, убежден Дмитрий Бондарь.

«Долг за ЖКУ перед управляющей компанией никак не освобождает от обязанности выехать по заявке о затоплении, — поясняет он. — Жилищный кодекс подтверждает: управляющая организация отвечает перед собственниками за выполнение всех работ, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме. Затопление относится именно к таким ситуациям, когда требуется немедленная реакция управляющей компании».

Кроме того, есть четкие сроки: если затопление произошло по вине самой управляющей компании, акт о повреждениях должен быть составлен в течение 12 часов после обращения жильца. Диспетчерская служба обязана зарегистрировать вызов и организовать выезд специалиста для устранения последствий или составления акта.

«Составление акта о затоплении — это обязанность управляющей организации, а не платная услуга, — уточняет эксперт. — Документ нужен для фиксации факта повреждений, определения виновника и последующего расчета компенсации. Без акта пострадавший просто не сможет взыскать ущерб с того, кто действительно виноват. Будь то сосед сверху или сама управляющая компания».

Такие же правила касаются и аварийно-диспетчерской службы. Её сотрудники должны немедленно приехать, перекрыть стояк и устранить течь. Аварийная служба должна реагировать на подобные вызовы безотлагательно, потому что речь идет о предотвращении дальнейшего ущерба. Наличие долга здесь тоже не может быть причиной для отказа. Если же авария уже прекратилась, и вода не течет, тогда вызывают сотрудников управляющей компании для составления акта. Но в любом случае долг не должен влиять на выполнение этой обязанности.

Если управляющая компания все-таки отказывается выезжать, жильцу нужно зафиксировать этот отказ: записать разговор с диспетчером, попросить его назвать свои данные и номер регистрации заявки. Дополнительно нужно продублировать свое обращение в приложении «Госуслуги.Дом» с требованием выехать и составить акт. Если реакции не последует, можно обратиться в жилищную инспекцию или прокуратуру. Отказ в выезде может быть расценен как грубое нарушение лицензионных требований. Штрафы для компаний немаленькие — до 350 тыс. руб.

Кстати, пострадавший жилец вправе самостоятельно зафиксировать последствия затопления: сделать фото и видео, пригласить двух соседей в качестве свидетелей, вызвать независимого оценщика. Все эти доказательства пригодятся для взыскания ущерба через суд. В рамках суда отказ управляющей компании или аварийной службы в выезде по причине долга жильца может быть обжалован. Ведь законодательство четко разделяет обязанности компании по управлению домом и долги собственника.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»